29 ноября 2019 года в рамках XII Макариевских образовательных чтений в Законодательной думе Томской области состоялись III Парламентские встречи «Великая победа: наследие и наследники».
Ведущими спикерами Парламентских встреч выступили председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Витальевна Козловская, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан, заведующий кафедрой истории древнего мира, средних веков и методологии истории НИ ТГУ Дмитрий Николаевич Шевелёв, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, профессор ТГПУ Анастасия Николаевна Кошечко, заместитель директора Томского областного краеведческого музея по работе с мемориальным наследием, заведующий Центром изучения исторической памяти Валерий Николаевич Уйманов, руководитель медиацентра Межрегионального историко-патриотического общественного движения «Бессмертный полк» Денис Анатольевич Бевз, председатель Совета регионального отделения «Поисковое движение России» Максим Анатольевич Елезов, учитель истории, заведующая кафедрой МАОУ «Гуманитарный лицей г. Томска» Вера Андреевна Гайдашова, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» г. Томска Даниил Евгеньевич Шандала, руководитель музея ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус», командир поискового отряда «Прометей» Иван Григорьевич Харченко.
В мероприятии приняли участие руководители епархиальных отделов Томской епархии, депутаты Законодательной Думы Томской области, представители научного, образовательного, музейного сообществ, представители поисковых отрядов, студенты, учащиеся и общественные деятели.
Директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, профессор ТГПУ А.Н. Кошечко выступила с докладом «Ценностное осмысление опыта Великой Отечественной войны».
Анастасия Николаевна отметила, что «ценностное осмысление опыта Великой Отечественной войны представляет собой актуальную проблему, связанную с проживанием ситуации ценностного диалога, самоактуализации и саморазвития, поиска ответов на спектр социокультурных вызовов современного российского общества (феномен а-этики, глобализация, инфантилизация, «задержка развития души», распространение ценностных суррогатов, субкультур и контркультур, буллинг и кибербулинг, экстремизм и т.д.).
Несмотря на многолетний опыт научного, социального и педагогического опыта осмысления Великой Отечественной войны, можно сформулировать ряд актуальных задач, которые требуют осмысления и решения. Наиболее существенными нам представляются мифологизация и ре-мифологизация истории (искажение исторических фактов, субъективная интерпретация и т.д.), в том числе благодаря зарубежной киноиндустрии, СМИ и сети Интернет, и низкий уровень осознанности, ценностных потребностей и отсутствие запроса на историю у детей и молодежи (по мнению психологов, это во многом объясняется инфантильностью сознания и «задержкой развития души»). Поэтому важнейшей аксиологической задачей российского общества конца 2010-х годов является формирование запроса на знание фактов и событий, культуры отношения к духовному опыту Великой Отечественной войны и других значимых исторических событий, личностного отношений к истории своей страны, которые являются важнейшими составляющими гражданской и культурной идентичности».
В своем выступлении А.Н. Кошечко предложила несколько направлений формирования ценностного отношения к Великой Отечественной войне: знакомство с историческими источниками, материалами военной кинохроники, эго-документами участников Великой Отечественной войны (письмами, дневниками, воспоминаниями и т.д.); изучение истории своей семьи и региона, творческой биографии писателей-фронтовиков и художественных произведений, которые глубоко и точно выражают отношение писателей к войне, проблеме нравственного выбора; просмотр и обсуждение качественных и аутентичных событию фильмов, телепередач, в том числе в рамках образовательных дискуссионных площадок в школах, ссузах и вузах и т.д.
В заключение Анастасия Николаевна подчеркнула, что самое важное в разговоре об опыте Великой Отечественной войны – это отказ от формализма и установка на развитие ценностно-смысловой сферы личности, создание мотиваций к осознанному нравственному поведению, повышению уровня осознанности, без чего невозможно формирование устойчивой гражданской позиции. Именно на необходимость серьезного личностного отношения к опыту Великой Отечественной войны указывал в своем письме-завещании В.П. Астафьев: «Берегите наши солдатские могилы, и не пачкайте нашу память грязными поступками. Не тревожьте нас пустыми громкими словами. Мы устали от них и при жизни. Будьте честными перед собой и временем, насколько хватит вашего мужества. Главное – чтобы не было войны. Остальное, может, и преодолеете…».